Банки увидели в антивирусном банкротстве простор для мошенников

Новая процедура внесудебного банкротства, призванная помочь россиянам во время коронавирусного кризиса, в реальности грозит валом намеренных банкротств без серьезных последствий для недобросовестных должников, пишут «Ведомости».

Что произошло

Положение о внесудебном банкротстве появилось накануне в виде поправок правительства ко второму чтению законопроекта «О банкротстве». Правительство выполняет поручение президента Путина сделать процедуру банкротства «посильной и необременительной», объявленное им в «коронавирусном» обращении 25 марта.

Внесудебное банкротство граждан по идее правительства будет бесплатным и проходить без привлечения арбитражного управляющего за шесть месяцев при долгах от 50 000 до 700 000 рублей. Сейчас процедура может быть невыгодной для человека в сложной ситуации: судебное банкротство стоит 25–150 тысяч рублей.

Что нужно знать о внесудебном банкротстве

Бесплатно обанкротиться сможет гражданин, не владеющий имуществом помимо того, на которое не может быть обращено взыскание (например, единственное жилье), при соблюдении хотя бы одного из четырех условий:

  • заемщик признан безработным;
  • его официальный доход менее двойного размера прожиточного минимума на каждого члена семьи;
  • его единственный доход — пенсия;
  • в его отношении прекращено исполнительное производство.

Заявка на банкротство подается через МФЦ, сопровождение арбитражным управляющим при этом не предусмотрено. Если в процессе банкротства никто из кредиторов не оспорил в суде соблюдение условий внесудебного банкротства должника, гражданин автоматически признается банкротом и освобождается от обязательств перед ними. Оспорить его они могут и впоследствии, но только через суд.

Доводы против

В текущем виде законопроект попросту опасен, следует из письма Ассоциации банков России (АБР). С позицией АБР согласны Сбербанк и ВТБ, отмечают «Ведомости».

Главное — он прямо создает почву для злоупотреблений. Начальник правового управления АБР Сергей Клименко приводит такой пример: банк выдает человеку с зарплатой 40 000 рублей потребительский кредит на 650 000 рублей на несколько лет, заемщик увольняется, банкротится и спокойно живет на полученные от банка деньги.

Банки считают слишком коротким полугодовой срок банкротства, слишком низким — минимальный и слишком высоким — максимальный размер суммы долга. Они требуют дополнительных критериев (человек сделал не менее девяти платежей за год) и предлагают установить последствия для банкрота в виде ограничений кредитования.

Внесудебное банкротство до миллиона рублей нужно, но с усиленной ответственностью банкрота, считает партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская. Обязательным условием должно стать письменное извещение всех кредиторов должника о его намерении подать такое заявление и возложение на него обязанности предоставлять кредиторам данные о всем имуществе, подлежащем регистрации (недвижимость, транспортные средства).

Что дальше

Для потенциального добросовестного заемщика законопроект опасен тем, что банки могут ужесточить условия одобрения даже небольших кредитов порядка 50 тысяч рублей.

Для банков внесудебное банкротство — еще одна большая головная боль в условиях коронавирусного кризиса. По данным «Коммерсанта», обращений граждан о кредитных каникулах стало больше на порядок — их уже тысячи в день. Это еще одна мера из обращения Путина — банк скоро должен будет одобрять заявку в течение пяти дней, при этом заемщик имеет право доносить справку об уменьшении дохода три месяца. Банки неофициально рассказывают, что среди обратившихся людей с реальными проблемами из-за эпидемии менее 1%.