Экономика США падает второй квартал подряд. Почему ФРС не спешит признавать рецессию?

Во втором квартале ВВП США сократился на 0,9% в годовом выражении. Падение идет второй квартал подряд, что формально считается наступлением рецессии. Но ФРС не спешит ее признавать: несмотря на явное замедление экономики, в среду регулятор второй раз подряд повысил ставку на 0,75 п.п. Так ФРС пытается справиться с самой высокой за 40 лет инфляцией, рискуя при этом загнать экономику США в рецессию. 

Что произошло

В четверг Министерство торговли США отчиталось о падении ВВП во втором квартале на 0,9% год к году и на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом. В первом квартале американская экономика упала на 1,6%.

Накануне ФРС второй раз подряд подняла ключевую ставку на 0,75 п.п. — до 2,25–2,5%. То, что регулятор повысит ставку, было ожидаемо. Вопрос был только в том, насколько сильно. После публикации последних данных об инфляции в США (9,1% в июне) некоторые аналитики ожидали, что ФРС впервые в истории может повысить ставку сразу на 1 п.п. В прошлом месяце регулятор впервые с 1994 года решился на повышение на 0,75 п.п. В целом текущий цикл ужесточения денежно-кредитной политики в США считается самым агрессивным с 1981 года.

Председатель ФРС Джером Пауэлл на пресс-конференции после повышения ставки подтвердил готовность регулятора и дальше ужесточать денежно-кредитную политику, чтобы замедлить инфляцию. Решение о том, насколько активно ставка будет расти дальше, «будет зависеть от экономических данных», — сказал Пауэлл, отметив, что «рынок труда сейчас чрезвычайно напряжен, а инфляция слишком высока».

Глава ФРС также отметил, что на каком-то этапе будет целесообразным замедлить темпы повышения ключевой ставки, чтобы оценить влияние уже принятых мер на экономику. «Последние повышения ставок были значительными, и они произошли быстро… Вполне вероятно, что экономика еще не ощутила в полной мере эффект от них», — пояснил он. В сентябре ФРС, по словам Пауэлла, может рассмотреть еще одно повышение на 0,75 п.п.

Как отреагировали рынки

Несмотря на то что ничего в словах Пауэлла не указывало на разворот в сторону снижения ставки или даже на возможность того, что ФРС сделает паузу в череде повышений, рынки выросли. Индекс S&P 500 вчера показал рост на 2,6%, акции американских компаний дорожают, доходность гособлигаций падает. Инвесторам для оптимизма хватило даже намека на то, что в следующий раз ФРС может повысить ставку не так сильно.

Учитывая заявления Пауэлла о том, что ФРС должна замедлить инфляцию, даже рискуя отправить американскую экономику в рецессию, «немного удивительно, что рынки отреагировали таким бурным образом», отмечают опрошенные The Wall Street Journal аналитики.

В четверг, как сообщило Министерство торговли США, во втором квартале ВВП сократился на 0,9% в годовом выражении (и на 0,2% по сравнению с предыдущим кварталом). В первом квартале спад составлял 1,6%.

Опрошенные Bloomberg аналитики ожидали роста на 0,4% (медианный прогноз).

Рецессия откладывается?

Падение ВВП два квартала подряд считается одним из формальных признаков рецессии. Но в своем заявлении Пауэлл явно дал понять, что даже в случае, если по итогам второго квартала ВВП снизился, ФРС не будет спешить с объявлением рецессии, пишет Financial Times. «Я не думаю, что США в настоящее время находятся в состоянии рецессии… Есть слишком много областей экономики, которые работают слишком хорошо», — сказал Пауэлл, ссылаясь прежде всего на рекордно низкую безработицу, которая держится несколько месяцев подряд.

Пауэлл однозначно заявил, что больше обеспокоен высокой инфляцией, чем тем, что повышение ставок может подтолкнуть экономику к рецессии. По его словам, «стабильность цен — это то, что заставляет работать всю экономику», поэтому приоритетом ФРС является восстановление ценовой стабильности, а не преодоление рецессии. Позволить инфляции «укорениться» — худшее, что можно сделать, отметил Пауэлл.

Но аналитики опасаются, что ФРС может промахнуться в своих расчетах: экономические данные, на основе которых регулятор принимает решения, отстают от того, что в реальности происходит на местах, пишет Bloomberg. Когда это станет понятно, будет уже слишком поздно, потому что от повышения ставки до того, как она начнет оказывать действие на экономику, могут пройти месяцы, отмечают аналитики: «шансы на рецессию составляют 50 на 50». На этой неделе МВФ ухудшил прогноз роста мировой экономики на 2022 год (до 3,2% с 3,6%) и предупредил о возросших рисках рецессии. Чем глобальная рецессия грозит российской экономике, мы объясняли здесь.

Когда в 1980-х годах ФРС пыталась справиться с инфляцией повышением процентных ставок до двузначных значений, это спровоцировало рецессию, из-за которой уровень безработицы превысил 10%, напоминает The New York Times. В 2022 году ФРС пытается не повторить этот сценарий, отмечает издание.