Как будут судить за фейки и дискредитацию армии, развязка тайваньского кризиса и Минфин против льгот бизнесу

Как будут судить за фейки и дискредитацию армии, развязка тайваньского кризиса и Минфин против льгот бизнесу

Фотобанк Moscow-Live/Flickr/CC BY 2.0 @

Минюст разъяснил судьям, следователям и экспертам, как отличать «правонарушения» россиян по статьям КоАП и УК о «фейках» о действиях российской армии (наказание — до 15 лет колонии) и за ее «дискредитацию» (до 5 лет в случае повторного нарушения). Объяснение предсказуемое: по первой статье действия граждан предлагается квалифицировать, если они подавали информацию в виде «утверждения о фактах и событиях», по второй — если высказывали «мнение о факте использования вооруженных сил или оценку данного факта».

  • «Коммерсант» ознакомился c двумя методичками Минюста, одна из которых объясняет, как проводить судебные лингвистические экспертизы в делах о «публичном распространении заведомо ложной информации» об использовании вооруженных сил (статья 207.3 УК РФ, до 15 лет лишения свободы), а вторая — комплексную психолого-лингвистическую экспертизу в делах о «публичной дискредитации использования» ВС (статьи 20.3.3 КоАП и 280.3 УК, до 5 лет лишения свободы). Пособия были утверждены подведомственным Минюсту НИИ судебных экспертиз 17 июня, а сейчас, как утверждает старший партнер проекта «Сетевые свободы» Станислав Селезнев, разосланы во все региональные управления Минюста. Комментарий министерства «Коммерсанту» получить не удалось.
  • В методичке по более тяжелой статье 207.3 УК («Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ, исполнении государственными органами РФ своих полномочий») говорится, что эксперт, анализируя «сообщение» подследственного с учетом «контекста его размещения и коммуникативной ситуации», должен сделать вывод о том, подается ли информация «в виде утверждения о фактах и событиях». При этом установление заведомой ложности информации из «сообщения» и ее проверка на соответствие действительности лежат вне сферы ответственности эксперта — экспертиза только «позволяет правоприменителю (то есть следствию и суду. — The Bell) установить ее ложность или достоверность». В этой части авторы ссылаются на практику по делам о распространении заведомо ложной информации об эпидемии COVID-19.
  • Если же эксперт приходит к выводу, что подследственный высказывал не «утверждение», а «мнение», то его действия должны квалифицироваться по более легким статьям: 20.3.3 КоАП и 280.3 УК. В действие вступает вторая методичка, которая вызывает у опрошенных «Коммерсантом» экспертов гораздо больше критики, чем первая.
  • Здесь предметом экспертизы становится не «установление способа подачи содержащейся в материале информации», как в первой методичке, а «установление типа экстремистского значения, выраженного в материале». Типов три: «дискредитация использования ВС РФ», «дискредитация исполнения органами госвласти своих полномочий в целях защиты интересов РФ и ее граждан» и «побуждение (в том числе в форме призыва) к воспрепятствованию использования ВС РФ». Все эти действия подпадают под статьи 20.3.3 КоАП и 280.3 УК, а тяжесть наказания не зависит от того, какое из них совершил подследственный.
  • «Дискредитацией» методичка указывает считать «умышленные действия, направленные на подрыв доверия к органам госвласти, умаление их авторитета». При этом в материалах «должно содержаться обсуждение целей использования ВС России, что является обоснованием их негативной оценки, должно иметь место побуждение к мнению, то есть убеждение адресата в правильности такой оценки»,— цитирует «Коммерсант» документ.
  • «По сути, прямо сказано, что выражение негативного отношения к некоему использованию ВС — уже признак их "дискредитации"», — сказал изданию член СПЧ, глава информационно-аналитического центра «Сова» (внесен в реестр иноагентов) Александр Верховский. Если в первой методичке ничего подобного нет, то вторая де-факто возлагает на эксперта задачу проведения расследования, и только финальное решение оставляет правоохранителям и суду.
  • С начала марта, когда Госдума и СФ приняли, а Владимир Путин подписал поправки о новых статьях в УК, по более тяжелой статье 207.3 УК («фейки») было возбуждено 77 уголовных дел, по статье КоАП 20.3.3. («дискредитация») — 3,3 тысячи административных дел, пишет «Коммерсант» со ссылкой на «Сетевые свободы». Уголовные дела по статье 280.3 УК заводятся в случае повторного обвинения в дискредитации, статистики по таким делам пока нет.

Что мне с этого?

Фигурантом дела о распространении фейков или дискредитации российской армии может стать любой человек, написавший пост о войне в Украине в соцсетях. Впрочем, даже писать посты для этого необязательно — например, самого первого фигуранта дела по статье о фейках, водителя московского главка МВД Сергея Клокова обвинили в распространении «заведомо ложной информации» в частных телефонных разговорах с коллегами.

ТАЙВАНЬСКИЙ КРИЗИС

Ждем развязки после 17:00

Нэнси Пелоси, похоже, не отступится и сегодня прилетит на Тайвань — около 17:30, как и обещали местные СМИ. Китай в ожидании визита начал военные учения в 150 километрах от острова, США держат неподалеку от острова авианосец «Рональд Рейган» и большой десантный корабль. В Белом доме откровенно недовольны рискованным визитом, но подковерно уговорить Пелоси его отменить не смогли, и теперь прилагают все усилия к тому, чтобы сгладить последствия.

ДЕНЬГИ

Бизнесу льгот не ждать

Минфин не поддержал просьбу гостиничного бизнеса об освобождении от НДС объектов туристической инфраструктуры, предоставлении федеральных льгот по налогу на имущество, обнулению налога на прибыль и снижении НДФЛ и страховых взносов для россиян, занятых в туризме. Минфин приводит в письме характерное объяснение своего решения: предоставление льгот гостиничной отрасли не только приведет к снижению доходов бюджета, но и создаст прецедент — так как с аналогичными просьбами могут обратиться налогоплательщики и из других секторов экономики.

ИНТЕРВЬЮ

Как европейские финансовые институты теперь работают с россиянами

После 24 февраля европейские финансовые институты ограничили работу с россиянами, причем не только из-за санкций, но и по собственной воле. В результате зарубежная индустрия управления активами была вынуждена перестроить свою инфраструктуру. О том, как россиянам продолжать инвестировать в глобальный рынок через безопасные юрисдикции, на что обратить внимание при выборе управляющего деньгами, The Bell рассказал Андрей Мовчан, основатель группы компаний Movchan’s Group.

Что еще случилось

  • На странице Дмитрия Медведева «Вконтакте» около полуночи в ночь на вторник появился пост, радикальный даже для замсекретаря Совета безопасности. В нем автор рассуждал о том, что Казахстан — «искусственное государство», в состав которого входят «бывшие русские территории», а действия властей страны «можно классифицировать как геноцид русских». А также о том, что Грузии как единого государства до вхождения в состав России не существовало, и снова объединиться с Абхазией и Южной Осетией страна сможет только в составе России. Через 9 минут после публикации пост был удален, а утром помощник Медведева заявил, что его аккаунт был взломан.
  • Президент США Джо Байден объявил об убийстве в Кабуле лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири в результате удара беспилотника. Аз-Завахири возглавил группировку после уничтожения Усамы бен Ладена в 2011 году, США объявили за информацию о нем награду $25 млн. Правительство «Талибана» осудило удар.
  • Производство лифтов в России в первом полугодии 2022 года сократилось на 40%, пишет «Коммерсант». Причины две: уход западных производителей Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann, занимавших 22% рынка, и снижение во время кризиса темпов строительства из-за сокращения спроса на жилье.