loading

Крах GE и политическая теория денег: 5 лучших книг о финансах второй половины года

Финансовая мысль движется в обратном направлении с рынками: чем сильнее акции падают, тем больше запрос на объяснение происходящего и желание понять, что будет дальше, и тем меньше частных инвесторов, готовых раскачивать акции через соцсети. Выбрали пять книг второй половины года, которые помогут инвесторам расширить сознание.

Сбой питания: взлет и падение американской иконы

Уильям Коан

Монументальное исследование одного из крупнейших в корпоративной истории уничтожений акционерной стоимости — падения основанной в 1892 году General Electric. Коан — бывший инвестбанкир, пару лет проработавший в GE Capital, автор нескольких книг о корпоративной истории США.

Коан рассеивает миф о том, что в нынешнем незавидном положении GE, которая в прошлом году объявила о разделении, виноват ее легендарный CEO Джек Уэлч. Известно, что принятые при нем бухгалтерские практики (а по мнению некоторых, откровенные манипуляции) с участием GE Capital помогали улучшать результаты основного бизнеса и заложили бомбу замедленного действия под компанию. Но в книге Уэлч, с которым Коан провел много времени до его смерти в 2020 году, представлен прежде всего как великолепный менеджер.

Пришедший ему на смену в 2001 году Джефф Иммельт, напротив, предстает CEO, которому явно не хватает навыков для управления компанией. Коан показывает, что у Иммельта не было видения, в каком направлении должна развиваться компания, а осуществляемые при нем сделки M&A были крайне неудачными.

К примеру, в отличие от Уэлча, который поощрял дискуссию внутри компании, Иммельт увольнял несогласных с ним менеджеров. Он заблокировал предложение совета директоров о продаже токсичного портфеля недвижимости GE Capital перед началом мирового финансового кризиса. В начале книги Уэлч в слезах говорит Коану, что он «облажался», выбрав Иммельта своим преемником.

Коан декларирует, что слабость совета директоров, который не смог предотвратить катастрофу — хотя в него в том числе входили опытные директора из Vanguard и JP Morgan, — является «одним из величайших провалов корпоративного управления в американской истории». Также эта история о том, насколько зависимы даже крупные компании от личности одного человека, а The Economist проводит параллель с крахом FTX. Подробнее о том, как инвесторам учитывать роль гендиректора в анализе, мы недавно рассказывали тут.

Цена времени: реальная история ставок

Эдвард Ченселлор

Книга финансового журналиста, историка и бывшего управляющего читается как сборник всех аргументов против низких ставок, которые многие центробанки установили после мирового финансового кризиса. Одна из главных идей Ченселлора — капитализм не может работать без ставок, одного из величайших изобретений в истории финансов. Ставки позволяют экономическим агентам оценивать время, риск, активы и т. д. и влияет на все экономические решения: сколько сохранять, тратить на потребление, инвестировать. Ченселлор собрал отрывки из, кажется, всех исторических документов, начиная с Древней Месопотамии, в которых упоминаются ставки.

С околонулевыми ставками процесс децентрализованного принятия решений становится менее эффективным: капитал не распределяется туда, где он необходим, что приводит в том числе к возникновению «зомби-компаний». И чем больше интервенций центробанки проводят, тем менее стабильной становится система в целом.

Не забывает Ченселлор и об этических аргументах. Снижение ставок ведет к росту неравенства, так как повышает благосостояние тех, у кого уже есть активы, потому что они могут привлекать более дешевый кредит. Но главные бенефициары — топ-менеджмент крупных компаний и инвестбанкиры с Уолл-стрит. К примеру, Марк Цукерберг в 2012 году взял ипотеку для покупки особняка за $6 млн, что позволило ему параллельно заработать на росте стоимости акций. При этом более бедные не могут получить доход от своих накоплений из-за отсутствия доступа к дешевому кредитованию и ультранизким по историческим меркам ставкам по депозитам после 2008 года.

Книга Ченселлора заочно полемизирует с вышедшей в этом же году книгой бывшего главы ФРС Бена Бернанке, о которой мы рассказывали в августе. За обеими из них стоят свои идеологи, отмечает Мартин Вульф из FT: за Бернанке — Джон Мейнард Кейнс, за Ченселлором — Фридрих Хайек с его теорией бизнес-цикла австрийской экономической школы. Но по убедительности и внутренней непротиворечивости и FT, и The Economist присуждают победу Бернанке.

Ради прибыли: история корпораций

Уильям Магнуссон

Книга Магнуссона — профессора права в Техасском университете, ранее работавшего над сделками M&A в крупных юридических фирмах — история крупнейших корпораций от Древнего Рима до современности и о том, как они влияли на мир вокруг. А влияние на общество, как пишет Магнуссон, было огромным и неоднозначным.

Так, на территории Римской республики прообразы современных корпораций строили дороги, взимали налоги и занимались правоприменением. Но после того, как республика пала, на их месте возникла бюрократия, приводившая к подавлению народов и разжиганию конфликтов. Медичи построили банковскую империю, дав флорентийцам возможность безопасно хранить деньги, и поддерживали искусство, однако беспощадно относились к своим врагам. Британская Ост-Индская компания обладала своей армией и мощным лобби в британском парламенте — и в итоге подтолкнула начало Американской революции.

Начиная с XIX века корпорации стали меньше связанными с насилием, но оттого не стали менее безопасными: просто они стали манипулировать регуляторами, отмечает Магнуссон. Union Pacific Railroad связала США и американскую нацию сетью железных дорог, но в итоге погрязла в политической коррупции, став ярким представителем баронов-разбойников.

В США 2022 года эта книга явно созвучна с изменением общественного мнения и отношения регуляторов к корпоративной Америке: речь о голосах за усиление регулирования, в том числе антимонопольного, и даже за разделение бигтехов. Однако она также показывает, что мы должны ценить корпорации больше, чем сейчас, отмечает WSJ.

Как инвестировать: мастера своего дела

Дэвид Рубинштейн

Сборник интервью сооснователя Carlyle Group с 22 выдающимися инвесторами — не набор практичных советов и инсайтов. К примеру, легенда венчурного инвестирования Марк Андриссен из Andreessen Horowitz советует частным инвесторам вкладываться в индекс S&P 500. Джон Полсон, заработавший миллиарды на ставке против американского рынка жилья перед мировым финансовым кризисом, говорит, что лучшей инвестицией является покупка дома. Другие, как, например, Рэй Далио и Джим Саймонс, произносят абстрактные вещи.

Зато эти интервью помогают лучше узнать биографические детали или черты личности инвесторов, которые не часто дают интервью (как, например, Сет Кларман из Baupost Group) или не слишком известны. К примеру, криптоинвестор Майк Новограц рассказал, что две его страсти помимо работы — это вечеринки и реформа уголовного правосудия.

В книге Рубинштейн, состояние которого оценивается в $3,2 млрд, делится и своими советами с частными инвесторами: инвестировать в индексные фонды с низкими комиссиями, не забывать про диверсификацию, не заниматься маркет-таймингом и уметь сравнивать ожидания по будущей доходности с реальностью.

Валюта политики: политическая теория денег от Аристотеля до Кейнса

Стефан Эйх

Интеллектуальная история монетарной политики от профессора Джорджтаунского университета построена вокруг пяти великих западных мыслителей. В начале, как это часто бывает со многими идеями, был Аристотель: он рассуждал об абстрактной сущности денег, но все же, чтобы они были полезными для общества, они должны сохранять свою сущность во времени и пространстве. Таким образом, он заложил основы принципов современной монетарной политики.

Джон Локк считал, что деньги должны быть независимы от демократического процесса, выступал за фиксированный металлический стандарт, способствовал Великой перечеканке 1696 года в Великобритании — и подтолкнул мир к золотому стандарту. Иоганн Готлиб Фихте, напротив, считал, что государство должно использовать монетарную политику в своих целях.

Карл Маркс считал, что рассчитывать на монетарную политику для достижения социальных и экономических реформ — трата времени, поэтому вообще стоит отказаться от денег. А основные принципы современных центробанков заложил Кейнс, который соединил идеи Фихте и Локка. Книга Эйха — полезное чтиво в 2022 году, когда политическая философия снова возвращается в монетарную политику, пишет FT.

Скопировать ссылку