МЭА спрогнозировало беспрецедентный коронавирусный шок в энергетике

Коронавирусный кризис принесет большие сдвиги в мировом энергобалансе:  традиционные энергоресурсы ждут падение и стагнация, а возобновляемую энергетику — рост. Это главный вывод вышедшего сегодня аналитического отчета Международного энергетического агентства.

Мы делали главные деловые СМИ страны, теперь делаем лучше — подпишитесь на email-рассылку The Bell!

Что произошло

Шок от пандемии коронавируса в мировой энергетике беспрецедентен со времен Второй мировой войны, пишет МЭА. Спрос на энергоресурсы по итогам года упадет на 6%, что в семь раз больше, чем в кризисном 2008 году и равносильно утрате рынком целой Индии.

Агентство видит «потрясающее» сокращение спроса на уголь, нефть и природный газ. «В условиях резкого снижения спроса на электричество держатся только возобновляемые источники», — говорит исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.

Самое большое падение придется на развитые страны — 9% в США, 11% в Евросоюзе по итогам года. Каждый месяц глобальной самоизоляции на уровнях начала апреля снижает мировой спрос на энергоносители на 1,5%.

Пандемия изменила сам характер спроса на электричество: рабочие дни теперь похожи на воскресенья, при жесткой самоизоляции потребление электроэнергии падает примерно на 20%. По итогам года оно упадет на 5% — самый большой спад со времен Великой депрессии.

Что дальше

  • После десятилетия непрерывного роста спрос на природный газ в 2020 году упадет на 5%. Это будет самое большое падение за всю историю природного газа как массового энергоносителя. Газовая генерация снизится на 6%.
  • Спрос на уголь снизится еще больше — на 8%, впервые со времен Второй мировой войны. Угольная генерация упадет на 10%.
  • Спрос на нефть упадет на 9%, или на 9 млн б/с в среднем по году, в основном благодаря сворачиванию перевозок.
  • Доля альтернативной, возобновляемой и ядерной энергетики в мировой генерации достигнет исторического максимума — 40%.
  • Возобновляемая и альтернативная генерация, включая ГЭС, солнечную энергию и ветряные электростанции, единственная показала рост в кризис. По итогам года спрос вырастет только в этой категории, а выработка энергии вырастет на 5%, прогнозирует МЭА. Главные причины — низкие операционные затраты и маневренность этих источников энергии, а также значительные ранее введенные мощности.
  • Выбросы углекислого газа по итогам года снизятся на 8%, но по опыту прошлых кризисов быстро вернутся на прежний уровень.

После кризиса МЭА ожидает дефицита инвестиций в добычу энергоресурсов и особенно в традиционную генерацию, где они необходимы просто для поддержания мощностей. С учетом роста доли непостоянной альтернативной энергетики это означает риск стабильности энергосистем. Агентство призывает системных операторов и правительства стран обратить внимание на эту проблему.

«Говорить о более долговременных последствиях пока преждевременно. Но энергетика после этого кризиса не будет такой же, как до него», — уверен Бироль.