Неожиданный итог выборов во Франции, ожидание тихого кризиса в России, Boeing повинился в катастрофах

Выборы во Франции выиграли не ультраправые, а левые. Это плохая новость для экономики, а особенно госфинансов

Во Франции подведены окончательные итоги второго тура парламентских выборов, прошедших в минувшее воскресенье. Ультраправые во главе с «Национальным объединением» Марин Ле Пен со 143 местами даже не первые, а третьи после левой коалиции «Нового народного фронта» (182 места) и центристской коалиции действующего президента Эмманюэля Макрона «Вместе!» (163 места).

Это неожиданно: прогнозы давали ультраправым если не абсолютное, то относительное большинство. Они стали смещаться в пользу левых после того, как выяснилось, что по итогам первого тура в стране больше 300 «треугольников» — то есть округов с тремя кандидатами, вышедшими во второй тур. Это открыло возможность для торга левых с центристами ради снятия самого слабого кандидата против «Национального объединения». То есть старый механизм электорального «санитарного кордона», позволявший не пускать крайне правых к власти на выборах, все-таки сработал вопреки ожиданиям политологов.

Что дальше

Такая расстановка основных сил в Национальной ассамблее — без большинства любой из непримиримых групп — означает неуправляемый либо прямо дисфункциональный парламент, с которым Макрону придется «сожительствовать» до президентских выборов 2027 года.

С одной стороны, Ле Пен теперь не удастся провести на пост премьера своего человека, с другой — на нем едва ли удержится и действующий премьер Габриэль Атталь — он объявил, что подает в отставку. Компромиссным кандидатом в премьеры называют лидера левоцентристской партии Place Publique Рафаэля Глюксмана, но это пока только первые прикидки.

Политическим силам Франции предстоит более-менее длительный период вовлеченного торга (если не прямой грызни) за посты в правительстве. В зависимости от того, насколько плохо пойдет дело, может быть сформирован левоцентристский кабинет либо же временный технический — например, во главе с тем же Атталем.

Об этом говорят

Афористичнее всего об итогах высказался польский премьер Дональд Туск: «Радость в Париже, разочарование в Москве, облегчение в Киеве. Достаточно для удовлетворения в Варшаве». Отчаянная игра Макрона, распустившего национальный парламент после победы ультраправых на выборах в ЕС, в итоге принесла результат, но лучше бы ее не было, пишет Politico: это плохая победа.

  • Во-первых, «Национальное объединение» все равно получило в парламенте на 50 мест больше, а Марин Ле Пен улучшила позиции как кандидат в президенты 2027 года. Ее партия не будет нести полной ответственности за будущие провалы и одновременно сможет утверждать, что у нее украли выборы.
  • Во-вторых, ни о какой продуктивной работе парламента речи больше не идет: как-то консолидировать позиции можно было бы только с прочной коалицией в 240–250 мест. Макрон же, наоборот, получил в нагрузку к Ле Пен усилившегося и недоговороспособного левака Жан-Люка Меланшона. Наблюдатели уверенно прогнозируют, что паралич наступит уже при обсуждении бюджета этой осенью. А каких-то структурных реформ можно не ждать в следующие пару лет.
  • Рынки реагируют предсказуемо: фьючерсы на индекс CAC 40 снизились на 0,6%, больше всех падает банковский сектор с экспозицией на госдолг Франции. Евро снизился к доллару на 0,2%. «От левых ждут прежде всего роста госрасходов, — пишет Bloomberg. — Это подпитывает страхи относительно национального бюджета и противостояния Франции с Евросоюзом, который настаивает на сокращении дефицита».
  • Чисто конъюнктурно неуверенная победа левых для инвесторов не хуже уверенной победы правых, замечает агентство, а подвешенный парламент, при котором маловероятны радикальные решения, даже можно считать позитивным для гособлигаций. Иная картина на среднесрочном отрезке: инициативы левых партий могут стоить Франции дополнительно $179 млрд в год при бюджетном дефиците в 5,5%, в их программе и снижение пенсионного возраста. Какие французские компании защищены от политических сдвигов, мы писали здесь.

ТЕХНОРАССЫЛКА

Как не дать угнать Telegram

В технорассылке The Bell сегодня — рассказ о том, как защититься от взлома аккаунта в Telegram. Речь, конечно, о действительно продвинутых методиках, включая полностью анонимные аккаунты, а не о двухфакторной авторизации. А еще — о том, чем теперь занимается создатель Prisma Алексей Моисеенков. Он стал героем нового выпуска канала «Это Осетинская».

ЭКОНОМИКА

Ставка ведет к тихому кризису

ЦМАКП прогнозирует охлаждение российской экономики и «тихий кризис» после почти неизбежного повышения ставки ЦБ в конце июля. Ставку перестанут выдерживать самые закредитованные заемщики, а с ними — обслуживающие их системообразующие банки, некоторым из которых может понадобиться капитализация. Годовой рост ВВП перегретой экономики должен уложиться в прогноз регулятора — 2,5–3,5%.

КОМПАНИИ

«Химпром» может сменить владельца

«Интер РАО» предметно интересуется покупкой очень непрофильного для себя актива — новочебоксарского «Химпрома», входящего в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, узнал «Коммерсант». Реально актив интересен связанной с Ротенбергами группе «Росхим», с которой у Вексельберга даже шли переговоры. Зато у «Интер РАО» (которую до недавних пор возглавлял Борис Ковальчук) есть свободные средства, пишет издание.

В этом году «Росхим» после национализации по иску Генпрокуратуры получил в управление пермский «Метафракс Кемикалс». Рыночную цену «Химпрома» назвать сложно, но она не должна быть ниже 60 млрд рублей.

Boeing закроет страницу с катастрофами

Boeing наконец согласился признать себя виновным по уголовному делу о двух катастрофах Boeing-737 MAX, унесших жизни 346 человек в 2018 и 2019 годах. Компании предстоит выплатить штраф в $244 млн и инвестировать $455 млн в программы безопасности. Родственники погибших пытались отсудить $25 млрд. Уголовный приговор закрывает подрядчикам доступ к госконтрактам, но, учитывая роль Boeing в ВПК США, получить исключение компании будет несложно.

Что еще происходит

  • Пост сенатора от Тувы, родного региона экс-министра обороны Сергея Шойгу, вероятнее всего, получит «правая рука» Шойгу — бывший замминистра Руслан Цаликов. С этой целью он идет на региональные выборы 8 сентября в обход праймериз «Единой России», пишут «Ведомости».
  • ФСБ сообщила, что ей удалось предотвратить угон в Украину ракетоносца Ту-22М3. Если верить релизу, ФСБ переиграла разведки Украины, за которыми стояли страны НАТО, и получить данные для удара по аэродрому ВСУ Озерное под Житомиром.