«Пока что ничья»: основные итоги нормандского саммита

Встреча лидеров нормандской четверки 9 декабря затянулась за полночь, но не принесла прорыва или значительных подвижек в российско-украинских отношениях. «Мы никакого чудесного решения сегодня не достигли, но смогли продвинуться вперед», — подытожил встречу президент Франции Эмманюэль Макрон. «Пока что ничья», — сказал журналистам президент Украины Владимир Зеленский.

Политические договоренности

По информации «Коммерсанта», коммюнике менялось в ходе встречи. Основные пункты итогового документа:

  • Базой урегулирования в Донбассе остаются минские соглашения.
  • Стороны считают необходимым включение «формулы Штайнмайера» в законодательство Украины. Суть формулы — предоставление отдельным районам Донецкой и Луганской областей Украины особого статуса после местных выборов, если миссия ОБСЕ признает их демократическими и соответствующими украинским законам.
  • Стороны заинтересованы в согласовании всех правовых аспектов особого статуса отдельных территорий Донбасса «с целью обеспечения его функционирования на постоянной основе».
  • Полное прекращение огня в Донбассе должно соблюдаться до конца этого года.
  • Обмен пленными по формуле «всех на всех» также должен состояться до конца 2019 года.
  • К концу марта 2020 года силы должны быть разведены еще в трех пунктах.
  • Новая встреча в «нормандском формате» должна состояться в течение четырех месяцев.

Однако уже на итоговой пресс-конференции стало очевидно, что позиции России и Украины по спорным аспектам минских соглашений остались несовместимыми. Президент Путин повторил, что особый статус Донбасса должен быть внесен в Конституцию Украины, президент Зеленский — что о федерализации страны не может быть и речи. Украина продолжает настаивать на контроле границы с Россией в Донбассе до местных выборов, Россия — после них.

В разговоре с украинскими журналистами Зеленский высказался еще конкретнее: максимум возможного — продление на год закона об особом порядке местного самоуправления в Донбассе, истекающего 31 декабря этого года. Включение в него формулы Штайнмайера он в настоящее время исключил. Крым он обсудить хотел, но «не успел», хотя на пресс-конференции заявил о его принадлежности Украине.

https://twitter.com/JonahFisherBBC/status/1204166469455634432

Газовые договоренности

Газовый вопрос не обсуждался в четырехстороннем формате — им Путин и Зеленский занимались на двусторонней встрече с участием руководителей российского «Газпрома» и украинского «Нафтогаза». У компаний до сих пор нет транзитного контракта на поставку газа в Европу в 2020 году. Мы писали о позициях сторон и о том, чем это грозит им и Европе.

  • Зеленский заявил, что соглашение о транзите будет до конца года, причем заключено оно будет более чем на год: «вопрос удалось разблокировать, детали обсудят на уровне советников».
  • Президент Украины подтвердил официальную позицию Киева: Украина готова рассмотреть возможность взыскания с «Газпрома» долга, присужденного Стокгольмским арбитражем, не деньгами, а природным газом.
  • Путин на пресс-конференции повторил, что газ для Украины может быть дешевле на 25%, «если мы договоримся о совместной честной работе». «Нафтогаз» заявил, что не отказывается от компенсации по искам к российской компании, «Газпром» саммит не комментировал.

Почему это важно

Нормандский саммит не принес прорыва, но этого от него и не ждали. Итог можно считать позитивным: по крайней мере, нормандский формат возрожден, а Путин и Зеленский (в отличие от Путина и Порошенко) продемонстрировали миру свою договороспособность. Осталось дождаться обмена пленными и условий газового контракта России и Украины.