Релокантов-фрилансеров решили обложить налогом в 30% от российских зарплат

В Госдуму внесен правительственный законопроект, обязывающий взимать НДФЛ по ставке 30% с некоторых работников российских компаний, уехавших за рубеж и утративших налоговое резидентство. Если он станет законом, то начнет действовать с 1 января 2024 года.

До утраты ими налогового резидентства России НДФЛ будет взиматься по базовой ставке в 13% (15% при доходах свыше 5 млн рублей в год), а после утраты налогового резидентства — 30%. Компании должны будут сами определять, какую ставку НДФЛ применять для каждого сотрудника.

Сначала в пояснении на сайте Госдумы прямо говорилось, что новшество затронет не только фрилансеров, но и работников по договору. Однако Минфин был вынужден уточнить, что поправки не затрагивают сотрудников, которые работают по трудовым договорам, — для них действующие налоговые условия никак не меняются. А сам документ еще дорабатывается.

Почему это важно

Новшество прямо затрагивает интересы многих релокантов, не порвавших окончательно связей с Россией. Это те, кто использует российский сегмент интернета либо размещенные в России технические и программно-аппаратные средства. «Однако для этого должно выполняться хотя бы одно из условий: получатель является налоговым резидентом России либо человек получает вознаграждение на счет в российском банке или выплата исходит от российских организаций, индивидуальных предпринимателей, обособленных подразделений иностранных структур в России», — объясняет сайт Госдумы.

Это не худший вариант из возможных. Председатель Госдумы Вячеслав Володин предлагал прямо наказывать уехавших налогами («преференции для покинувших Российскую Федерацию отменить и ввести для них повышенную ставку налогообложения»). В Кремле идею налога как наказания не одобрили.

  • По действующему законодательству человек, утративший статус налогового резидента России (то есть пробывший за границей более 183 дней в год — в сумме, а не подряд), теряет статус налогового резидента и не платит налоги в России с доходов, полученных не в России.
  • Важнейшая тонкость в том, что источник доходов определяется по месту осуществления работы, а не по месту выплаты зарплаты. То есть, если человек работал на российскую компанию, но находился за границей, его доход не считается полученным из российского источника и не облагается налогом в России.
  • С началом массовой релокации после войны в Украине Минфин решил изменить Налоговый кодекс, однозначно отнеся к российским «выплачиваемые отечественными организациями-работодателями вознаграждения дистанционным работникам, находящимся за пределами страны». Ставка НДФЛ с доходов в России для нерезидентов выше — не 13%, а 30%.
  • В процессе подготовки поправок представители Минфина говорили, что министерство не претендует на 30% дохода релокантов, но 13–15% брать с них намерен. «При ставке в 30% существует высокий риск того, что эти люди будут переведены на работу в те страны, где сейчас пребывают. В этом случае мы потеряем как в НДФЛ, так и в страховых взносах», — говорил замминистра финансов Алексей Сазанов.