Возвращайтесь бесплатно. Правительство назвало условия амнистии капиталов

Первая амнистия капиталов не вернула в Россию миллиарды. Второй могут помочь санкции и налоговый автообмен.

Фото: Flickr

Министр финансов Антон Силуанов назвал условия новой амнистии капиталов, которую бизнесу на прошлой неделе пообещал Владимир Путин.

  • Законопроект о новой амнистии капиталов будет подготовлен в начале следующего года, но новых предложений в нем не будет — условия будут теми же, что и при предыдущей, проходившей в 2015-2016 годах.
  • Это значит, что все россияне, сообщившие в ФНС о своих зарубежных счетах и активах, будут полностью освобождены от налогов, административной и уголовной ответственности за их сокрытие.
  • Первоначально обсуждался налог на репатриацию активов в размере 1-2%, но от него решили отказаться — в условиях давления на российских бизнес и грядущих американских санкций речь идет «о поддержке, а не о том, чтобы получить какую-то фискальную выгоду», сказал Силуанов.
  • Сколько денег вернулось в Россию в результате предыдущей амнистии, государство раскрывать отказалось, но, похоже, немного. Известно лишь, что воспользовались ей 2 500 человек. Первоначально амнистия планировалась на полгода, в итоге из-за отсутствия интереса ее пришлось продлевать, а условия — улучшать на ходу. «Амнистия 2016 года сработала не так, как нам бы хотелось», — признал сегодня Силуанов.

У нынешней амнистии есть немного больше шансов на успех, и вот почему:

  • Бизнесменов должны подстегнуть опасения февральских американских санкций (хотя они и могут оказаться очень выборочными).
  • На днях реальностью стал риск, которого опасались и в 2016 году — все популярные офшоры (всего 71 страна) включили Россию в список стран, с которыми в 2018 году заработает автообмен налоговой информацией. Уже осенью 2018 года российские налоговики начнут получать от них данные за 2017 год (подробно об этом можно прочитать здесь).

Что мне с этого?

Если вы не предприниматель, близкий к Владимиру Путину, главная причина воспользоваться налоговой амнистией — начало работы автообмена, который действительно лишает офшорные юрисдикции большинства преимуществ, связанных с анонимностью.

ДЕНЬГИ

Как отрегулируют криптовалюты

Сегодня замминистра финансов Алексей Моисеев рассказал часть условий регулирования криптовалют, прописанных в законопроекте Минфина. Министерство и ЦБ представят 28 декабря, а все его подробности пока не раскрывают. Что мы знаем о проекте сейчас?

  • Это пятистраничный документ, который, среди прочего, предусматривает легализацию смарт-контрактов: их положения признают юридически значимыми, рассказал The Bell замминистра финансов Алексей Моисеев.
  • Смарт-контракт - это алгоритм, используемый для заключения конфиденциальных сделок в блокчейне. В случае принятия закона Россия станет второй в мире страной после Белоруссии, легализовавшей эту технологию. Подробно почитать о смарт-контрактах можно здесь.
  • По словам Моисеева, документ почти полностью посвящен ICO, его будут воспринимать как краудфандинг, хотя конкретно этого слова в законе нет.
  • Криптовалюты не будут приравнены к деньгам, в проекте они определяются как «иное имущество, финансовый актив».
  • Законопроект фиксирует список данных, которые должны быть раскрыты при проведении ICO и устанавливает механизмы разрешения споров. При этом продажу токенов за обычные деньги планируется сделать «основным, но не исключительным способом».
  • Виктор Шпаковский, сооснователь и партнер The Token Fund, в беседе с The Bell подчеркнул, что 99% токенов при проведении ICO продаются за криптовалюты, а при покупке за обычные деньги наценка составляет 10-15%.
  • Привлечение средств через ICO будет ограничено 1 млрд рублей, однако неквалифицированный инвестор сможет вложить не более 50 тысяч рублей, а для квалифицированного верхнего порога не будет.

Новая пенсионная реформа

После выборов правительство обсудит новую пенсионную реформу — преобразование ПФР в публично-правовую компанию (ППК) и создание нового органа управления фондом, в который войдут профсоюзы и работодатели, выяснил РБК. ППК — новая организационно-правовая форма, фактически она представляет собой некоммерческую организацию с правом инвестировать на возвратной основе. Такой статус даст ПФР больше самостоятельности и позволит выполнять новые функции — например, накапливать резервы. Финансово-экономический блок правительства выступает против — но обсуждать реформу будет уже следующее правительство.

BELLCLUB

Вторая закрытая встреча BellClub прошла 13 декабря при поддержки Cabinet Lounge и MOЁT. В этот раз на вопросы гостей и главного редактора The Bell Ирины Малковой отвечал один из богатейших бизнесменов России, основатель IBS Group и Luxoft Анатолий Карачинский.

Поскольку встреча была закрытой, только в двух словах, о чем шла речь: как истории о русских хакерах принесли российским программистам статус самых сильных в мире, почему Tesla пока больше похожа на инвестиционный пузырь, чем на бизнес, что за глобальные угрозы несет развитие нейросетей, как попасть на ужин с Хиллари Клинтон и о чем с ней говорить.

Посмотреть, как это было, можно здесь здесь (а отчет о первой встрече BellClub c Александром Волошиным — здесь). Во встречах можно участвовать и бесплатно. Как? Вступайте в BellClub и становитесь нашим привилегированным подписчиком.

Подробности - здесь.

ПРАКТИКА

«На Западе готовы помогать, но могут и кинуть»

Бизнес основателя и бывшего гендиректора Natura Siberica Андрея Трубникова начался с того, что в 1991 году европейские партнеры кинули его на $30 тыс. А в 2016 году выручка его компании «Первый шаг» составила 7 млрд рублей. Трубников рассказал Inc., почему в бизнесе не нужны партнеры, что ждет предпринимателя на Западе и почему юристы на самом деле не приносят ничего хорошего.

Брэнсон и Познер

Глава Virgin Group Ричард Брэнсон неожиданно (по крайней мере для нас) дал интервью Владимиру Познеру. Полностью его можно посмотреть здесь, а короткие выжимки с самым интересным — прочитать на VC. Конечно, на все эти вопросы (когда и как он придумал название Virgin, в чем цель жизни предпринимателя и как стать миллиардером) он отвечал как минимум сто раз. И все-таки Брэнсон у Познера — само по себе круто, поэтому мы посмотрим полный выпуск.

Африка на дронах

Международный стартап Zipline запустил дронов в Африку, они передвигаются со скоростью 100 км/ч, выдерживают до 13 кг веса и доставляют кровь для переливания и медикаменты по всей Руанде. Основателей убеждали, что технически это сделать невозможно, а проект не окупится — но в прошлом году он уже привлек $25 млн инвестиций, так что можно считать, что план сработал. О том, как технологичный стартап модернизировал Африку, его основатели рассказали на TechCrunch.

FUN

Самые безумные товары года

Серебряная консервная банка за $1 тысячу, вибрирующие шорты-навигатор, Bluetooth-солонка с функцией воспроизведения музыки и человеческий «намордник» за $189, изменяющий ваш голос на бас Дарта Вейдера: Inc. собрал 13 самых курьезных и смешных товаров и услуг 2017 года.

Петр Мироненко, The Bell