S&P опасается за стабильность банковской системы Белоруссии

Рейтинговое агентство S&P ухудшило прогноз по рейтингу Белоруссии — со «стабильного» на «негативный». Агентство опасается за стабильность экономики и банковской системы страны из-за продолжающегося в стране политического кризиса. 

Что случилось

S&P в пятницу вечером объявило о пересмотре своего прогноза по кредитному рейтингу Белоруссии. Сами рейтинги (долгосрочный/краткосрочный) остались на прежнем уровне B/B, но прогноз по ним был изменен со «стабильного» на «негативный».

Политический кризис после выборов в Белоруссии привел к падению белорусского рубля и к тому, что граждане начали спешно переводить вклады в валюту. Это оказало дополнительное давление на национальную валюту и, как следствие, привело к росту госдолга Белоруссии, который на 95% номинирован в иностранной валюте. Такая ситуация порождает риски для стабильности банковской системы, а также может «привести к истощению имеющихся валютных резервов Центрального банка Белоруссии и создать для правительства риски условных обязательств», — считают в S&P. С начала августа валовые резервы снизились на $1,4 млрд, до 2,6 месяца покрытия импорта.

Выборы, прошедшие в Белоруссии, S&P называет «спорными». Неопределенность может продлиться еще некоторые время, это будет влиять на экономический рост в Белоруссии и возможности страны получить доступ к иностранному финансированию на горизонте 12–18 месяцев, считают в агентстве. 

Узнайте больше

Как и в России, в Белоруссии пандемия только обострила и без того серьезные проблемы. Последние 10 лет белорусская экономика стагнировала. Статистическое сходство между странами налицо: с 2011 года средние темпы роста ВВП в России составили 1,5%, в Белоруссии — 1,1%, следует из октябрьского доклада МВФ. Пятилетним рекордом для Белоруссии стал рост ВВП на 3% в 2018 году, для России — на 2,3% тогда же. Подробно о том, как обстояли дела в белорусской экономике накануне выборов, мы рассказывали здесь

В последние годы в Белоруссии стремительно рос только один экономический показатель: внешний долг (в основном перед Россией), и только один сектор экономики развивался заметными темпами: IT. О технорывке «последнего диктатора Европы» писали главные мировые СМИ, включая The New York Times Forbes, Financial Times и Wired. О том, за счет чего он был достигнут и почему айтишники одними из первых все равно отвернулись от Александра Лукашенко, читайте здесь